Межевание земель.
Часть 3. Исповедь бухгалтера.
И все-таки, спросите Вы, так много строк посвящено межеванию земель общего пользования. А зачем?
Есть несколько причин для проведения подобного вида работ в своем СНТ.
- Страхи-страшилки, т.к. границы СНТ не установлены. «А вот кто-нибудь заберет свободную землю себе, а Вы будете платить за свою землю чужому дяде, а еще он поставит шлагбаум… и т.п.». Хотя подобное развитие событий мне всегда казалось сомнительным, однако оно настолько прочно осело в сознании людей, что я часто слышу подобные разговоры от вполне здравомыслящих людей. Да и для организации проведения такого рода работ – это наиболее понятная формулировка.
- Когда я приняла бухгалтерию в конце 2017 года, у меня возник вопрос, а собственно, какие у меня, как у бухгалтера, основания для начисления и уплаты налога. В Госакте стоит 20 гектаров, но ведь большая часть земли занята частными владениями садоводов. Сколько учитывать земли?
Следующий вопрос, возникший по ходу дела, заключался в том, по какой цене мне проводить этот учет? Ранее использовались ставки БТИ, но в 2015 году вышли поправки в налоговый кодекс, в котором явно указывается на кадастровую стоимость. Но я, следуя участи предыдущего бухгалтера, все-таки два квартала оплачивала авансовые платежи за землю.
Получив выписки из Росреестра на земельные участки (их три в нашем СНТ) я обнаружила, что каждый квартал почти в 7 гектаров стоит 10 рублей 73 копейки. Так получается, что на законодательном уровне мы ничего не должны были платить за землю!
Перерыв кучу литературы в интернете, нашла в разъяснениях ФНС и в письмах Министерства финансов, что, если кадастровая стоимость объекта не определена, то и база для начисление налога на землю отсутствует. Таким образом, с марта 2015 года, оказывается, СНТ может не платить земельный налог.
Таким образом, необходимо было (пока не истекло 3 года) подать уточненные декларации по налогу на землю, а излишние суммы предъявить к возврату. Если описывать все налоговые отказы, проверки и просто игнорирование всех пакетов документов, которые высылались, как по электронным каналам связи, так и по почте, уйдет много страниц. Основным аргументом налоговой инспекции было следующее: «Ну, как же, вы все эти годы ПОЛЬЗОВАЛИСЬ землей, а платить за нее не хотите?» Вопрос был относительно урегулирован после очередного отказа со стороны налогового органа учесть сумму налога, как переплату, путем направления письменного обращения в Департамент налоговой политики и личного посещения инспекции. В общем, в проверках и переписках я провела целый год. И только в начале 2019 года мои мытарства закончились.
Как итог часть суммы переплаты была возвращена на расчетный счет СНТ, часть осталась в налоговой в качестве переплаты, коей я пользуюсь до сих пор. Сумма возвращенного налога составила 102 тысячи рублей, и еще я целый 2018 год не платила налог, экономия от чего составила еще 39 тысяч рублей. Конечно, суммы не глобальные, но в СНТ им всегда можно найти применение.
После межевания ЗОП мне стала понятна как налоговая база, так и сумма, подлежащая к перечислению в бюджет, поскольку неясность в учете финансов ведет к определенным негативным последствиям в настоящее время.
- А теперь самый интересный пункт.
С 2020 года появятся особенности контроля в отношении организаций — налогоплательщиков и земельного налога. Налоговый контроль за уплатой земельного налога станет производиться на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) об объектах налогообложения. Это так называемая «камеральная проверка при отсутствии декларации». Причем регулируется она частью второй НК РФ.
Процедура проведения такого контроля предусмотрена в пунктах 4-7 ст. 363 НК РФ. Она будет применяться в отношении земельного налога (п. 5 ст. 397 НК РФ
- В целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями составление, передача (направление) налоговыми органами указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им земельных участков сообщенийоб исчисленных налоговыми органами суммах налога, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, рассмотрение налоговыми органами представленных такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами таким налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4 — 7 статьи 363 настоящего Кодекса.).
Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, правах и сделках, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Сопоставив имеющуюся информацию об объектах налогообложения и сумму налога, поступившую от организации по итогам года, налоговый орган может составить свой расчет суммы налога и направить в адрес организации сообщение об исчисленной сумме налога (п. 4-5 ст. 363 НК РФ).
В случае несогласия организации с суммой рассчитанного налога, организация вправе предоставить отзыв в течение 10 дней с обоснованием своих доводов и представлением документов-оснований.
Если Вы не знаете свою площадь и точную кадастровую стоимость занимаемых земельных участков, оспаривать решение налоговых органов будет затруднительно.